Суббота, 20.04.2024, 13:40
Мы ждали тебя Гость | RSS

Я - Учитель

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Самоанализ работы

 Я работаю над темой самообразования: «Активизация учебно-познавательной деятельности учащихся на уроках». Моя цель не только дать детям сумму знаний, а сформировать потребности и умения учащихся, организовывать свою деятельность по описанию окружающего мира языком физики и математики. Моя цель полностью согласуется с деятельностью школы, которая стремится воспитать у школьников интерес к учёбе, готовя всесторонне развитую творческую личность.

Начиная с 2008 года, мои выпускники регулярно выбирают физику и информатику для сдачи ЕГЭ, получая положительные результаты по итогам экзаменов.

Свой опыт по подготовке учащихся к сдаче ЕГЭ я обобщил в докладах: «О подготовке учащихся 11 класса к ЕГЭ по информатике» (в 2009 г.), «Некоторые недостатки в подготовке выпускников к тестированию по физике» (в 2008 году). С этими докладами выступал на РМО.

С 2006 года я являюсь руководителем РМО учителей физики, а с 2008 года - РМО учителей физики и информатики (произошло объединение РМО).

Положительные результаты сдачи ЕГЭ достигаются благодаря тому, что на протяжении всего учебного процесса большое внимание уделяю развитию активной познавательной деятельности учащихся: работе со всеми видами учебной информации, формированию аналитических, классификационных умений, систематизации знаний. Другой фактор успеха - целенаправленная работа по использованию всех видов заданий ЕГЭ как в обучающей, так и в контрольной функциях. При планировании учебной работы исхожу из комплекса требований к содержанию и уровню подготовки выпускников. Большую роль уделяю специальным урокам предэкзаменационного повторения, которые целенаправленно использую для актуализации знаний учащихся по проверяемым, в рамках ЕГЭ, элементам содержания, ознакомления со всеми видами заданий экзаменационной работы и выполнения тренировочных заданий по всем разделам курса. Нехватка учебного времени не позволяет повторить весь изученный материал. Моя задача состоит в том, чтобы привлечь внимание выпускников к ключевым, базовым вопросам курса, закрепить умение выполнять задания различных видов, выделить и проработать наиболее сложные вопросы, требующие особого внимания.

Широко использую новые информационно-коммуникационные технологий при преподавании информатики и постепенно их внедряю на уроки физики. Использую информационные технологии в случаях диагностического тестирования качества усвоения материала: тренировочного режима для отработки элементарных умений и навыков после изучения темы; обучающего режима (по блоку тем составлены презентации к урокам, тесты, практические работы), когда усвоение новой темы производится посредством последовательного показа «кадров»; работы с отстающими учениками, у которых применение ЭВМ обычно повышает интерес к процессу обучения.

Начав работу по математике с использованием учебников нацеленных на развивающее обучение, с целью оптимизации рабочего времени и увлечения детей сложным предметом ежеурочно использую информационно-коммуникационные средства.

Мною ведётся сайт МОУ Липовской школы (http://lipovka.68edu.ru), на котором частично размещены мои разработки по предметам.

До 2007 года, одной из важнейших проблем, являлась низкая оснащённость кабинета информатики и физики, в свете современных требований к данным кабинетам. Благодаря победе в конкурсе нашей школы материальное оснащение кабинетов физики и информатики пополнилось. Сейчас в школе имеется компьютерный класс с 15-ю рабочими местами, подключенными к ЛВС и имеющими выход в Internet, два принтера, мультимедийный проектор с экраном, интерактивная доска StarBoard, и недавно установленный программный комплекс нового поколения - электронная образовательная среда КМ–ШКОЛА, созданная компанией «Кирилл и Мефодий» по созданию мультимедийных уроков в данной среде программного комплекса. Поэтому, чтобы в полной мере использовать полученные средства обучения я регулярно посещаю семинары и курсы на которых пополняю свои знания по работе с ними. Как руководитель РМО, в свою очередь, сам организую на уровне района обучение по данным вопросам.

Постоянно делюсь опытом применения современных технологий со своими коллегами, проводя для них семинарские занятия на школьных педагогических советах.

В нашей школе действует методическое объединение учителей естественного цикла. Методическая работа осуществляется путём открытых уроков, обмена опытом, изучения нормативных документов. Я давал открытые уроки с использованием новых информационных и коммуникационных технологий.

В 2007 году наша школа принимала участие в конкурсе и выиграла миллион рублей. Мое участие в реализации программы развития школы проявилось в роли исполнителя - я предоставил проекты своих уроков, разработки внеклассных мероприятий и аналитика – осуществлял аналитическую деятельность при использовании АРМ «Директор».

В своей педагогической деятельности стараюсь использовать проведение интегрированных уроков. Во-первых, интегрирование является методологической основой современного преподавания, во-вторых, интеграция даёт возможность показать учащимся мир в целом, преодолев разобщённость научного знания по дисциплинам, и исключает дублирование. С помощью проведения интегрированных уроков стараюсь усилить межпредметные связи, расширить учащимся сферы получаемой информации. Наиболее тесную связь провожу в преподавании физики и экологии (связи прослеживаю при преподавании почти всех разделов), физики и химии (в разделах: «Электролиз», «Действие тока», «Строение атома» и др.), физики и истории (при знакомстве с выдающимися учёными – физиками, великими открытиями, техникой), а уж математика является частицей физики, её главным инструментом. Дети очень любят опыты, например, опыты физико-химического содержания: «Ныряющее яйцо», «Зажигание водой», «Несгораемая нить» и другие.

Ежегодно провожу тестирование и анкетирование учащихся, с целью определения их интереса к изучаемому материалу, теме, методике ведения урока, затруднениях при изучении (анкетирование бывает анонимным или по желанию). Вот некоторые вопросы из моих анкет: «Что нужно сделать для развития интереса к физике?», «Хотите ли Вы посещать факультатив? Физический кружок?», «Помогает ли Вам физика в жизни? В чём?», «Почему я затрудняюсь в решении задач по физике?»

С первого урока физики в 7 классе ставлю перед собой цель заинтересовать детей предметом, используя для этого: индивидуальный подход к учащимся при изучении, закреплении и контроле знаний; эмоционально окрашенный фон занятий; включение эффектных опытов; знакомство учащихся с предметом разнообразными методами (познавательные игры, учебные дискуссии, введение фронтальных экспериментальных заданий, домашних опытов); использование наглядных пособий развивающего типа.

В 7-8 классах стараюсь использовать игровой элемент урока, рассчитанный на смекалку, который развивает активность, вызывает интерес. Например, игра «Кубики» используется для формирования навыков применения основных физических формул, а игра «Физическое лото» помогает при повторении и закреплении изученного материала, часто применяю физические кроссворды, игру «Кто быстрее» и другие.

Определения, основные положения теории учащиеся должны не только понять, но и знать формулировки наизусть. В этом помогает ежеурочное фронтальное повторение (обычно провожу в начале урока). Эта форма работы очень эффективна на ранней стадии обучения, т.к. она напоминает детям игру, даёт возможность подумать, узнать, запомнить.

Работа с сигнальными карточками, на которых записаны обозначения основных физических величин, формул, помогает детям учиться определять единицы измерения, решать задачи.

Стараюсь четко структурировать учебный материал, что облегчает его восприятие. Именно поэтому в старших, 9-11 классах, мною используется опорный конспект (ОК). ОК – это тот материал, знание которого обязательно для каждого. Он дисциплинирует, учит видеть главное. При ответе ученика ОК используется как «скелет» воспроизводимого материала, который необходимо аргументировать примерами, увиденными в окружающей жизни или полученными на основе жизненного опыта, эксперимента, обосновывать его важность и значимость.

В предложенных ОК представлен базовый уровень знаний. ОК строю либо по одной единице учебного материала, либо даю блок знаний по разделу. Используя блочное изучение учебного материала, достигаю гораздо лучших результатов, чем при традиционном обучении. Высвобождается много времени на действенное применение изучаемой теории к решению разнообразнейших задач, выработку самостоятельных умений и навыков учащихся. Успеху дела способствует и то, что внимание учащихся постоянно и целиком сконцентрировано на материале всей темы, и они с каждым днём всё с большим интересом и пониманием участвуют в работе, повторяют самое главное, делают обобщения.

В классах, с малой наполняемостью, немыслимо работать без дифференциации и индивидуального подхода к каждому ученику. Контрольные работы, домашние и экспериментальные задания стараюсь давать разного уровня сложности. Учитывая индивидуальные наклонности детей, привлекаю их к изготовлению физических приборов, к подготовке дополнительных сообщений. Обычные задачи стараюсь чередовать с заданиями, включающими в себя конкретные факты или события (например, по истории, географии, экологии, биологии). Если вызван интерес к учению на уроке, то дома у ученика возникает потребность в расширении, углублении, закреплении полученных знаний, желание объяснить наблюдаемое явление с точки зрения физики. Домашняя работа – важнейший вид самостоятельной работы. И чтобы сохранить устойчивый интерес к выполнению домашней работы, стремлюсь вселять в учащихся уверенность в том, что работа ему по силам. Для более сильных учащихся даю задания повышенной сложности, используя «Сборник заданий и самостоятельных работ по физике» авторов Л.А.Кирик и Ю.И.Дик. (Издательство Илекса Москва 2007). Домашние задание стараюсь проверять разными способами: изложение материала по ОК, воспроизведение ОК, написание физических диктантов, тестирование.

Особое значение предаю экспериментам особенно на первых порах обучения, т.е. в 7-8-х классах, когда учащиеся впервые приступают к изучению систематического курса физики. Здесь качество большинства уроков по физике во многом зависит от того, насколько удачно подобран, подготовлен и проведен эксперимент во время учебных занятий.

Многие явления в условиях школьного физического кабинета не могут быть продемонстрированы. К примеру, это явления микромира, либо быстро протекающие процессы, либо опыты с приборами, отсутствующими в кабинете. В результате учащиеся испытывают трудности в их изучении, так как не в состоянии мысленно их представить.

Решаю данную проблему благодаря хорошему оснащению кабинета физики (телевизор с видеомагнитофоном и ПК с мультипроектором, учебные видеофильмы и электронные учебники, учебные фильмы на CD и DVD дисках по всем разделам физики). Использования видеодемонстраций показывает, что они являются хорошим дополнением к проводимому на уроке эксперименту. Это дает целый ряд преимуществ. Во-первых, мелкие детали установок и небольшие размеры некоторых значимых явлений, показываю во весь экран. Во-вторых, на видеозаписи манипулирую временем, т.е. растягиваю быстротекущий процесс (вспышка огнива, падение тел), или значительно сокращаю растянутые во времени процессы (диффузия в жидкостях). В-третьих, в случае сложной установки электрической схемы вначале показываю и разъясняю принципиальную схему, а затем соотношу её с монтажной схемой. В-четвёртых, демонстрирую природные явления, недоступные непосредственному наблюдению на уроке: разряд молнии, приливы и отливы, падение тел и т.д. Применение видеофрагмента в вводной части урока (или вводном уроке к определённой теме) сокращает время на усвоение материала темы, а за счёт этого стараюсь углубить, расширить и лучше закрепить знания учащихся.

Видеодемонстрация является не заменой живого эксперимента, а составной частью средств наглядности и дополнением к системе учебного эксперимента.

Применение компьютера несет в себе освежающую новизну известных принципов обучения и воспитания, таких как принципы наглядности, деятельности, усиливает познавательные мотивы обучения, усиливает возможности учителя в постановке учебных задач, повышает эффективность усвоения нового учебного материала, способствует организации самостоятельной работы учащихся. Также я использую компьютер в качестве интеллектуального помощника при подготовке урока. Компьютер предлагает мне варианты решений основных задач, которыми предстоит заниматься на уроке. Это позволяет построить оптимальную стратегию проведения системы уроков и каждого урока вплоть до разработки плана предстоящего урока.

Использование электронных пособий позволяет существенно повысить наглядность изложения материала и привлечь внимание учащихся к изучаемой теме. Урок становится более интересным, если учебный материал представлен на экране — в красках и со звуком. В этом случае процесс обучения делается более эффективным, поскольку активизируются все формы чувственного восприятия.

Но стараюсь использовать ПК лишь в тех случаях, когда он является дополнением к реальным экспериментам, помня о том, что только работа с приборами дает учащимся необходимые для практики умения и навыки.

Компьютерные варианты тестов позволяют повысить уровень усвоения знаний, стимулируют познавательную активность учащихся, способствуют формированию у них реальной оценки собственных знаний.

Но я придерживаюсь мнения многих моих коллег о том, что никакие новшества не заменят вдохновенного Слова. Общение и диалог – это составляющие хорошего современного урока. Слово, обеспечит понимание ценности созидательной силы, мысли и деятельности, даст ребенку представление о природе творчества, о возможности совместно участвовать в решении практических задач и ученика, и учителя. Ни один компьютер не передаст всю гамму ощущений, радости открытия, пережитых на уроке. Оно передаётся только Словом Учителя. Роль жеста, взгляда, интонации учителя и ученика приобретут особое содержательное, а не только внешнее значение. Велика и нравственная природа Слова! В. А. Сухомлинский писал: «Слово учителя - ничем не заменимый инструмент воздействия на душу воспитанника. Искусство воспитания включает в себя, прежде всего, умение говорить, обращаясь к человеческому сердцу». На своих уроках я обращаюсь к ученикам с искренностью и доверием, стараюсь понять точку зрения ученика. Каждый учащийся хочет быть участником общей работы, так как видит, что его мнение часто определяет ход урока. Поэтому и старается каждый быть искренним, хорошо подготовленным, эрудированным собеседником.

Все свои уроки я провожу в форме доброжелательной, творческой, непринуждённой беседы. Считаю, что атмосфера такого духовного общения на уроках поднимает сам процесс обучения на высокий уровень творчества. Серьёзно изучать личность каждого учащегося, его возрастные и психологические особенности, профессиональные склонности и интересы помогает мне общение с родителями учащихся. Я посещаю родительские собрания, веду индивидуальную работу.

Работая в сельской малокомплектной школе, я стараюсь поддерживать интерес каждого учащегося к своему предмету. Глубокое изучение предмета происходит во время подготовки и участия в школьной, а затем и в районной олимпиадах. Каждый год в школе проводятся олимпиады по физике и информатике, на которых учащиеся показывают хорошие результаты.

Ежегодно учащиеся старших классов выбирают мои элективные курсы, программу которых я разрабатываю сам: «Решение задач по физике», «Технология создания web-сайтов», «Основы работы с персональным компьютером».

Активное участие ребята принимают в работе школьного кружка «Компьютерное делопроизводство», «Основы работы с текстовым процессором Microsoft Word», которыми я руковожу. Здесь ребята готовят материал к школьному сайту, осуществляют выпуск тематических газет. В школе ежегодно провожу предметную неделю по физике с обязательным проведением физических вечеров «Что? Где? Когда?», «Звёздный час», «Аукцион» и других. Одним из этапов общешкольной игры «Зарница» всегда бывает конкурс «Связисты», на котором дети показываю знания и умения по радиосвязи, сбору электрической цепи и др.

Качество знаний по моим предметам на высоком уровне и постоянно остаётся стабильным.

Развитию творческих способностей учащихся способствует и атмосфера в школе, где учителя не пользуются назидательными методами, а воспитывают своим примером. Наш педагогический коллектив небольшой, всего 20 человек. Большинство из них пенсионного или предпенсионного возраста, совсем нет молодых педагогов. Психологическая атмосфера в нашем, коллективе хорошая. Мои отношения с коллегами доброжелательные и искренние, я не имею конфликтов, считаю, что психологическая атмосфера в коллективе отражается на работе учителя. Коллеги постоянно обращаются ко мне с вопросами об использовании отдельных программ, технических и компьютерных средств обучения, а я в свою очередь, стараюсь помочь им при решении данных проблем. Моя педагогическая деятельность была высоко оценена учащимися, родителями и коллегами школы и в 2009-2010 году я стал победителем областного конкурса «Народный учитель Тамбовской области -2010».

Регулярно прохожу курсы повышения квалификации, посещаю семинары и обучения по различным программам.

Основными задачами, на данный и последующий учебные годы, считаю: Активное использование новых информационных и коммуникационных технологий при проведении уроков.

Целенаправленную работу по отработке навыков и умений, необходимых при сдаче ЕГЭ; использование всех видов заданий ЕГЭ в учебном процессе как в обучающей, так и в контролирующих функциях.

Одной из трудностей в моей профессиональной деятельности является большой разброс по наполняемости в классах (от 6 до 25 человек), так как классы малой наполняемости коренным образом отличаются от обычных классов. Отсутствие одного - трех учеников на уроке существенным образом влияет на запланированный тип урока, его структуру, сочетание видов учебной деятельности учащихся. Вместо запланированного урока приходится проводить совсем другой урок – тренировочный или урок повторения пройденного. Такие замены происходят тогда, когда присутствующие на уроке учащиеся имеют какие-либо пробелы в знаниях по изученному материалу или есть возможность углубленно рассмотреть отдельные вопросы программы с хорошо успевающими детьми, но что в итоге влияет на дальнейшее тематическое планирование.

Также испытываю трудности при проведении в 10-11 классах некоторых демонстрационных экспериментов, в связи с использованием новейших физических приборов (установок). Но данная трудность решается в процессе подготовки демонстрационного эксперимента (при больших затратах времени), и при помощи со стороны директора школы (ранее преподававшего физику в данной школе).
Поиск
Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Архив записей
Афоризм
"Учитель — человек, который может делать трудные вещи легкими."
Ральф Эмерсон

© Я - Учитель